Звуковая культура речи: звуки [ч’], [щ’]: конспект ОД по развитию речи

Кузьменко Наталья Николаевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 35", Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кузьменко Н.Н. Звуковая культура речи: звуки [ч’], [щ’]: конспект ОД по развитию речи // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 20.05.2024).

Заказ № 2255941


 

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: дифференциация звуков [ч’], [щ’].

Задачи:

Образовательные: упражнять детей в правильном произнесении звуков [ч’], [щ’]; расширять словарный запас.

Развивающие: развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат; развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его; воспитывать культуру речи, стремление произносить правильно звуки.

Предварительная работа: разучивание логопедических стишков, дидактическое упражнение «Чья песенка?», дидактическое упражнение «Чистоговорки со звуками [ч’] и [щ’]», дидактическое упражнение «Назови ласково».

Используемый материал:

Демонстрационный: конверт с письмом, презентация «Буратино и золотой ключик», картинки с Паровозиком и Щеткой, картинки Чебурашка и Щенок, карта с заданиями.

Раздаточный: карточки с картинками на каждого ребенка (черепаха, часы, чайник, мяч, ключ, щука, щетка, ящик, овощи, щит и меч)

 

Ход ОД

Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева, и нашим дорогим гостям подарите свою улыбку. Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, для нашей группы передали конверт. Охранник конверт проверил, никаких взрывчатых и опасных веществ в нем нет и содержимое безопасно. Давайте посмотрим, что же в нем. (карта заданий «Золотой ключик», слайд с изображением Буратино и письмо)

Письмо Буратино.

Здравствуйте, ребята!

Я хочу, чтобы вы помогли моим друзьям – Чебурашке и Щенку. Они хотят попасть в страну знаний, но я куда-то спрятал золотой ключик и забыл. Я знаю, что вы умные, смелые и сообразительные ребята, и обязательно отыщите золотой ключик. Я отправляю вам карту, по которой вы сможете отыскать ключик от страны знаний.

Воспитатель: ребята, вы внимательно слушали то, о чем написал нам Буратино? Скажите, кому он просит помочь? А в какую страну Чебурашка и Щенок хотят попасть? А что спрятал Буратино от страны знаний? А как вы думаете, какая помощь нужна друзьям Буратино? Я думаю, что друзья Буратино, Чебурашка и Щенок хотят попасть в страну знаний для того, чтобы вы ребята научились различать звуки [ч’] и [щ’].

Воспитатель: ну, что ребята, поможем Буратино и его друзьям? Давайте посмотри на карту заданий и приступим к их выполнению. Итак, первое задание со знаками вопроса, нам нужно будет отгадать загадки. (Слайды с загадками)

  1. Будто тазик к верху – дном,

Крепкий панцирь

Кто же в нем?

Вдоль по берегу без страха

Шла большая… (черепаха)

  1. Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)

  1. Этот маленький комок

В дом несется со всех ног

Нос наморщил и чихнул,

Папе руку он лизнул,

Я люблю тебя дружок,

Рыжий, маленький… (щенок)

  1. В дом приходим – моем руки!

Ну, а туфли, ну, а брюки?

Не беда, легко и четко

Грязь убрать поможет… (щетка)

Воспитатель: молодцы ребята, как легко вы справились с первым заданием. Давайте посмотрим, какое следующее задание по карте. А во втором задании нужно будет определить чья песенка.

Дидактическое упражнение «Чья песенка?»

Воспитатель: если я покажу картинку паровозика, вы поете песенку паровозика, звук [ч’]. А если покажу картинку - щетка, то поете песенку щетки, звук [щ’]. Будьте внимательны! (игра повторяется 3-4 раза)

Воспитатель: Молодцы! Никто не ошибся! Звук [щ’], похож на звук [ч’]. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Так, посмотрите, Буратино предлагает нам немного отдохнуть и размяться. (слайд с физкультминуткой)

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: ребята, вот мы и подошли к следующему заданию. Посмотрите, здесь нарисованы картинки, нужно обычное слово сказать ласково.

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Мяч – мячик, ключ – ключик, щетка – щеточка, щенок – щеночек, часы – часики, ящик – ящичек, мама – мамочка, папа – папочка, кошка – кошечка, утка – уточка, елка – елочка. (слайды со словами и картинками)

Воспитатель: молодцы ребята, и с этим заданием мы справились. Какое же следующие задание, давайте посмотрим на карту. Посмотрите на карте нарисован волшебный мешочек.

Дидактическое упражнение «Волшебный мешочек» (определить какой звук есть в слове на картинке)

Черепаха, часы, чайник, мяч, ключ, щука, щетка, ящик, овощи, щит и меч.

Воспитатель: ребята вот и приблизились мы к финальным заданиям нашего Буратино. Посмотрите на карте нарисованы какие-то знаки, я думаю, что это волшебные слова, которые нужно произнести, чтобы мы смогли добраться до золотого ключика, который потерял Буратино. (слайд с чистоговорками)

Дидактическое упражнение «Чистоговорки со звуком [ч’] и [щ’]»

Ча-ча-ча – к Тане вызвали врача.

Ща-ща-ща – в речке я поймал леща.

Чо-чо-чо- солнце греет горячо.

Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу.

Че-че-че – сидит кошка на плече.

Що-що-що- мы хотим играть еще.

Чу-чу-чу – нам купили по мячу.

Щи-щи-щи – мама нам готовит щи.

Воспитатель: Ребята, скажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей)

Воспитатель: ребята, а вот и последнее задание нашего Буратино, посмотрите на столе лежат картинки, которые мы достали из Волшебного мешочка, в их названиях которых встречаются звуки [ч’] и [щ’]., возьмите их пожалуйста. Сейчас вы будете дарить эти картинки Чебурашке и Щенку. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку? (черепаха, часы, чайник, мяч, ключ, щука, щетка, ящик, овощи, щит и щит)

Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями нашего Буратино. Посмотрите на карте изображен сундучок, ребята, а вы не видели в группе сундучок? Давайте внимательно осмотримся. Да вот же он. Ну, что проверим, что находится в сундучке? Посмотрите, да, это же золотой ключик, который потерял Буратино. Ребята, а вы знаете, что это не простой ключик, а ключик от Страны Знаний. Я хочу вручить его вам, и смотрите никогда его не теряйте.

Воспитатель: А сейчас мы вспомним, какие звуки мы сегодня с вами научились различать? Чем вам больше всего понравилось заниматься? А что для вас было самым трудным? Спасибо вам дорогие ребята, вы все у меня самые умные и самые хорошие.